Главная Ката Нидзюшихо

Нидзюшихо

Нидзюшихо (Nijushiho) - "Двадцать четыре Шага". Название ката произошло от количества движений, используемых в комплексе. Ката Нидзюшихо (Niseshi) практикуют в стилях Шотокан, Шито-рю и Вадо-рю, происхождение и имя создателя комплекса неизвестны. Отдельные части этого ката встречаются в Унсу и, возможно, Нидзюшихо принадлежит к группе Арагаки, подобно Сочин и другим.

Нидзюшихо - это единственное ката в стиле Шотокан, в котором используется блок haishu-uke. Очень важно, чтобы каратэ-ка, изучающий данный комплекс, помнил о том, что исполнение Нидзюшихо должно быть очень пластичным. В противном случае ката будет казаться судорожным и неровным.

Ката содержит 34 движения и исполняется приблизительно одну минуту. Нидзюшихо требуется для продвижения от 2 дана к 3 дану.

Видео ката Нидзюшихо


Схема выполнения Нидзюшихо

Ката 24-х шагов. Это ката под своим старым названием нисэйси есть в вадо-рю и в сито-рю. Здесь мы видим заметное сходство с унсу, а также с сотин - ката школы Нига-ки (Арагаки).
Движения 1, 2 и 3 должны выполняться мягко и без рывков, подобно накату и откату морской волны.
Движение 1 - это блокировка удара противника с небольшим продолжением этого удара. Движением 2 наносится резкий встречный контрудар, а движением 3 - еще один удар, тоже использующий энергию встречного движения противника. Эти ритмичные движения образуют единую непрерывную комбинацию.
1. Смещение назад в кокуцу-дати с прижимающим блоком левой ладонью.
2. Шаг левой ногой в дзэнкуцу-дати с гяку-цуки. Левая рука сохраняет контакт с рукой воображаемого противника на уровне правого локтя.
3. Скользящее движение левой, затем правой ногой, переход в естественную стойку (сидзэнтай), тюдан-эмпи-ути левой рукой (медленно - примерно за 3 секунды). В конце движения почти весь вес тела приходится на левую ногу.
В варианте За выполняется тюдан-эмпи-ути в направлении вперед по ходу движения, в варианте 3б - удар снизу вверх в локоть противника (рис. 1-3б).
4. Шаг правой ногой вперед в сантин-дати, затем отведение обоих кулаков к поясу.
5. Быстрый авасэ-цуки.
6. Подъем правого колена высоко вверх, хасами-укэ (как движение 3 в ван-кан) (рис. 6).
7. Медленное опускание ноги вперед, правосторонняя дзэнкуцу-дати с какиваке-укэ.
8. Поворот головы влево, с шагом левой ногой поворот на 90 градусов влево, агэ-укэ.
9. Сразу татэ-эмпи-ути правой рукой.
10. Поворот головы вправо, поворот на 90 градусов вправо в киба-дати с тюдан-каке-сюто-укэ (в версии Канадзавы - татэ-сюто-укэ).
11. Ёко-гэри-кэкоми-тюдан с захватом правой рукой руки воображаемого противника и ее подтягиванием к своему бедру (рис. 11).
12. Постановка ноги в киба-дати с тюдан-цуки левой рукой.
13-15. Зеркальный повтор движений 10-12.
16. Поворот влево с подтягиванием, каке-укэ, затем шаг правой ногой в дзэнкуцу-дати с двойным блоком основаниями ладоней.
17. Поворот на 180 градусов в левостороннюю дзэнкуцу-дати, одновременно дзё-дан-хайто-ути правой рукой и гэдан-хайто-укэ (правильнее - ути) левой рукой.
18. Подтягивание правой ноги в хэйсоку-дати, удар снизу левой рукой по правой ладони. Киай.
19. Шаг левой ногой назад в дзэнкуцу-дати с подхватывающим блоком левой рукой и ударом основанием ладони в колено воображаемого противника.
20. Удар двумя кулаками по ноге воображаемого противника (в версии Канадзавы здесь стойка сотин-дати).
21. Поворот влево в кокуцу-дати с тюдан-хайсю-укэ левой рукой (медленно!).
22. Шаг правой ногой вперед в том же направлении, киба-дати с татэ-эмпи-ути правой рукой.
23. Смещение вперед в киба-дати с дзё-дан-сото-укэ правой рукой и одновременно тюдан-цуки левой рукой (в версии Канадзавы - гэдан-цуки).
24. Смещение назад, гэдан-барай правой рукой.
25. Поворот влево в кокуцу-дати с хайсю-укэ (медленно!).
26а. Шаг правой ногой вперед в киба-дати с маэ-эмпи правой рукой по левой ладони.
26б. Сразу гэдан-барай правой рукой. Левая ладонь (в версии Канадзавы - левый кулак) над правым локтем.
27. Шаг левой ногой под 45 градусов, кокуцу-дати с хайсю-укэ.
28-30. Повтор движений 21-24.
31. Поворот на 180 градусов влево с круговым движением руками. Сантин-дати, кулаки у пояса.
32. Авасэ-цуки. Киай.
33. Шаг вперед в сантин-дати с маваси-укэ.
34. Двойной удар основаниями ладоней (дзёдан, тюдан) (рис. 34).