Главная Ката Дзитте

Дзитте

Дзиттэ (Jitte) - это ката, сложившееся в окрестностях Томари и включенноое вначале в стиль Сюри-тэ, а затем в Шотокан. Это ката восходит к китайскому искусству лоханьцюань. Предполагают, что оно связана с такими ката, как Дзион и Дзитин.
В стиле Шотокан приемами этого ката пользуются, чтобы защитить себя от удара палкой. Оно состоит только из защитных приемов. При занятиях этим ката придают особое значение координации движений рук и бедер, положению локтей в конечных позициях, а так же правильному напряжению боковых мышц корпуса, что позволяет сочетать технику и хара. Занятие этим ката помогает научиться правильно защищаться.

В наше время слово «Jitte» переводят как «десять рук». Однако данная интерпретация этого слова появилась лишь в Японии (Окинавское название переводится как «рука храма»). Если же вспомнить, что «ji» означает «милость» или «любовь», то перевод этого названия должен гласить «техника милосердия».

Рисунок ката - крестообразный. Ката состоит из 24 позиций и выполняется примерно за 1 минуту.

Видео ката Дзитте


Схема выполнения Дзитте

1. Медленное отведение левой ноги назад, дзэнкуцу-дати с тэкуби-осае-укэ (прижимающий блок тыльной стороной запястья) (рис. 1).
2. Поворот на 45 градусов влево с двойным движением открытых ладоней вперед - как в эмпи 32 - медленно.
3. Быстрый поворот головы влево, прижимающий блок правой ладонью (в версии Канадзавы - хайто-укэ).
4. Смещение вправо в киба-дати с хайто-ути правой рукой.
5. Подтягивание левой ноги к правой, затем шаг правой в киба-дати с ударом основанием правой ладони.
6. 7. Зеркальный повтор, затем повтор движения 5.
8. Взгляд вперед, скрестный шаг с дзёдан-дзюдзи-укэ (кулаки сжаты) (рис. 8).
9. Поворот головы влево, шаг левой ногой в киба-дати с двойным гэдан-барай (рис. 9).
10. Сразу смещение влево, яма-гамаэ (рис. 10). (В версии Накаямы - скользящее смещение в киба-дати, в версии Канадзавы - подтягивание правой ноги к левой, потом шаг левой).
11. Поворот на 180 градусов влево, подъем левого колена высоко вверх, постановка ноги в киба-дати с подъемом обеих согнутых рук вверх - ёко-ути-барай (рис. 11).
12, 13. Зеркальный повтор, затем повтор движения 11.
14. Медленно и с напряжением разведение рук полукруговым движением, поворот головы вправо и опускание рук вниз с небольшим подтягиванием правой ноги.
15. Сюто-дзёдан-укэ.
16. Бо-укэ (защита от удара палкой).
17. В версии Канадзавы: имитация захвата.
18а. Подъем левого колена высоко вверх, правая рука над правым плечом, левая рука впереди перед грудью.
18б. Смещение вперед в дзэнкуцу-дати с бо-укэ.
19-20б. Зеркальный повтор движений 16-18.
Примечание. В версии Накаямы после бо-укэ нет захвата, подразумевается прямое движение с выведением противника из равновесия.
21. Поворот на правой ноге на 180 градусов в кокуцу-дати с гэдан-барай и дзёдан-ути-укэ.
22. Зеркальный повтор движения 21 из кокуцу-дати.
23. Шаг левой ногой вперед в дзэнкуцу-дати с агэ-укэ левой рукой через переходное положение.
24. Шаг вперед правой ногой с агэ-укэ.
25. Поворот на 180 градусов с агэ-укэ левой рукой.
26. Шаг вперед правой ногой со скользящим движением вперед, агэ-укэ. Киай.
Подтягивание левой ноги к правой и возврат в исходное положение.